Методическая деятельность   муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
«Детско-юношеский центр»
 г.Глазова Удмуртской республики
        
           Программа развития системы непрерывного педагогического образования   России на 2001-2010 годы (Приложение к приказу  Министерства образования   Российской Федерации от 24.04.2001  N 1818)  ориентирует систему образования на «повышение качества  педагогического образования,  обновление  его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта,……  возрастание роли педагогических образовательных учреждений в решении задач, стоящих перед государством  и обществом в новых экономических и социокультурных условиях».
В условиях модернизации образования наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, работа с родителями и т. п.) актуализируются такие профессиональные  функции, как прогнозирование, проектирование, становятся востребованными коммуникативные функции (умение вести социальный диалог, обеспечивать социальное партнерство).  Реформирование системы образования выдвигает также и проблему повышения мобильности методической работы, эффективности её влияния на практику образования.        
В соответствии с программой развития МОУ ДОД ДЮЦ созданы условия для формирования творчества и инновационного поля в педагогическом коллективе. Однако это весьма сложный процесс, который нуждается в постоянных нововведениях. Не все члены коллектива могут эффективно реализовать все идеи и задачи программы. Но все они проявляют желание овладеть профессиональным мастерством. В соответствии с этим изменилась тематика деятельности методического совета  ДЮЦ по организации непрерывного дополнительного образования педагогов на рабочем месте.  В штатном расписании ДЮЦ предусмотрена должность заместителя директора по научно-методической работе, который руководит методическим советом учреждения. Советом оказывается помощь педагогам в ведении опытно-экспериментальной и инновационной деятельности, разработке усовершенствованных программ нового поколения.  Такая деятельность методического совета помогает каждому педагогу изучать эффективность педагогической деятельности, обобщать опыт,  диагностировать работу по следующим параметрам: участие в методической работе, обучение на курсах, самообразование, организация труда, аттестация, инновационная деятельность, интерес к работе, профессиональная компетентность.
            На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами - это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских,  проектировочных,  конструктивных. 
Научно-методическая работа в учреждении дополнительного образования детей – необходимое условие повышения квалификации, развития профессиональной компетентности и роста педагогического мастерства педагогов. Следовательно, необходимо методическое обеспечение опережающего характера, основанное на прогнозировании развития педагогических систем. Качественное методическое обеспечение способствует формированию профессиональной компетентности педагогов, а следовательно, содействует достижению качества педагогической деятельности.
Научно-методическое сопровождение образовательного процесса ДЮЦ заключается в стимулировании инновационной  деятельности  педагогических кадров, проектировании проектов и образовательных программ нового поколения,  в разработке, использовании и распространении  инноваций. 
Ежегодно в ДЮЦ составляется план по реализации программы  развития, который включается в годовой план работы. Каждый педагог, ведущий инновационную деятельность,  совместно с заместителем директора по научно-методической работе разрабатывает индивидуальный  план инновационной деятельности или эксперимента на  необходимую перспективу,  концепцию по заявленной теме, план занятий и ежегодно, после анализа своей деятельности,  составляет отчет о проделанной работе, ее качестве, соответствии поставленным целям и задачам на каждом этапе.
Проводится мониторинг  образовательной и воспитательной  работы, разрабатываются критерии и показатели успешности выполняемых исследований. В 2009-2010 уч. году  коллектив ДЮЦ начал экспериментальную работу по вопросу влияния психолого-педагогического сопровождения на качество образования  в системе дополнительного образования.
Критерии оценивания, отобранные и структурированные нами показатели – являются авторской разработкой и базируются на теоретических и прикладных разработках ведущих отечественных психологов Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.В. Мудрика, В.И. Слободчикова, К.Н. Поливаново.  Разрабатываются анкеты, тесты, другие диагностические материалы для того, чтобы выяснить эффективность данной работы  и влияние проводимого эксперимента на особенности развития воспитанников Центра.
Формы, методы и содержание научно-методической деятельности ДЮЦ проектируются, исходя от запросов педагогов, изучения их потребностей в профессиональном развитии. Проводимое анкетирование педагогов в конце учебного года  показывает, что хотя перечень тем, вызывающих затруднение педагогов  значительно сужается  (что свидетельствует об эффективной работе методического совета по снятию этих затруднений), главными затруднениями для педагогов Центра являются проектирование программы, в частности описание методического обеспечения программы  и концептуализация собственного педагогического опыта; оценка качества образования, в условиях отсутствия государственных  образовательных стандартов вызывают определенные трудности. В связи с этим в плане работы методического совета предусмотрены такие формы методической работы, как публичная защита программы, местная разработка критериев и показателей качества дополнительного образования, обучение педагогов концептуализации собственного опыта, включение вопросов проектирования  программ в содержание работы МО и др.
Комплексный анализ  различных концепций и подходов к научно-методической деятельности в учреждении дополнительного образования, опора на повседневную педагогическую практику, дают основание к утверждению, что ее содержание и организация взаимосвязаны с уровнями сформированности и критериями профессиональной  компетентности педагогов.  В Детско-юношеском центре особое внимание уделяется развитию аналитической деятельности педагогов. Не каждый педагог умеет грамотно сделать самоанализ результатов собственной деятельности, критически оценить достигнутое.  В этом одна из задач научно-методического обеспечения. Нами выделены приоритетные условия,  способствующие формированию профессиональной  компетентности педагогов:
Вариативность форм развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования  детей в процессе курсовой подготовки, специализации по профилям деятельности, в самообразовании и педагогическом сотворчестве.
  • Реализация стратегии и тактики формирования профессиональной компетентности специалиста, в основе которых – развитие познавательной мотивации, творческого мышления и активизация педагогической рефлексии. 
  • Наличие взаимосвязи между целями, содержанием, методами, формами методической деятельности и уровнями сформированности профессиональной компетентности педагогов.
  • Реализация субъект-субъектного взаимодействия как основы общения.
Направления научно-методической деятельности МОУ ДОД Детско-юношеского центра
 1. Информационно-методическая
  • Всесторонняя и регулярная информация о современных требованиях к работе с детьми и опыте других учреждений ДОД, об эффективных подходах, формах и методах педагогической деятельности;
  • Программное обеспечение образовательного процесса;
  • Издательская деятельность.
Формы: обзорные и тематические семинары, консультации, методические выставки, создание информационного банка педагогического опыта
2. Инновационно-методическая
  • Обеспечение инновационной деятельности педагогов;
  • Совершенствование сложившегося опыта на основе введения инноваций;
  • Программное обеспечение образовательного процесса посредством разработки экспериментальных программ.
Формы: консультирование педагогов-инноваторов, МО, индивидуальная деятельность педагогов-исследователей, психолого-педагогическая диагностика, мониторинг, контроль
3. Организационно-методическая
  • Корректировка планов образовательной деятельности;
  • Памятки и рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса;
  • Расписания, графики, документация;
  • Обновление содержания образования;
  • Контроль.
Формы: координация, диагностика, контроль и анализ.
4. Консультативно-методическая
  • Обобщение педагогического опыта;
  • Методическое и консультативное сопровождение;
  • Аттестация педагогических кадров;
  • Организация мероприятий по обмену опытом.
Формы: открытые занятия, взаимопосещения, конкурсы, семинары, выставки достижений, творческие отчеты, творческие мастерские.   
5. Учебно-методическая
  • Отслеживание влияния методической работы на состояние и результативность образовательного процесса.
Формы: курсы переподготовки, учебные семинары, практикумы, стажировка, творческая мастерская, школа молодого педагога, методическая гостиная
Создать условия для стимулирования и реализации творческой индивидуальности педагогов,  приблизить педагогов к науке, создать условия для их развития, научить анализировать свою деятельность, помочь вникнуть в суть образовательного процесса, а самое главное, не забыть, ради кого и ради чего это делается –  главная задача научно-методического обеспечения (сопровождения). В Центре  на данное время сложились следующие формы методического обеспечения и работы с педагогами:
  • методический совет;
  • методические объединения;
  • творческие профессиональные объединения педагогов: временные творческие группы педагогов, школа молодых педагогов, методические гостиные;
  • проблемные семинары, научно-практические конференции; смотры педагогических достижений, конкурсы методических разработок, практикумы; ролевые игры;  наставничество;  эстафета творческих дел; массовые мероприятия (творческие конкурсы);  курсы повышения квалификации;
  • взаимопосещения занятий с последующим анализом, открытые занятия;
  • Доклады и сообщения из опыта работы.
Основными методами научно-методической работы в ДЮЦ выступают:  конструирование образовательных программ и первичная помощь в их реализации; распространение полученного опыта и закрепление его в практике,    создание единой системы экспертизы и самодиагностики; научно-методическое консультирование.
Исследование рейтинга востребованности некоторых форм методической работы педагогами ДЮЦ, целью которого было выявление эффективности организации методической работы в учреждении, проведенное в 2006  и в 2008 годах, показало, что за три года налицо переход от форм репродуктивных, информационных к продуктивным, исследовательским, требующим активного участия самого педагога в процессе образования. А это значит: существенно изменилось отношение педагогов к своей профессиональной деятельности, возросла доля педагогов с развитым самосознанием, которые способны принимать участие в инновационных мероприятиях.

Самообразование
Самообразование является фактором развития профессионально-педагогической культуры педагога, служит стимулом для систематической научно-организованной работы. Анализ включенности педагогов ДЮЦ  в самообразование за последние 3 года свидетельствует о том, что самообразование значительно обогащает педагога новейшими системными знаниями основ наук и содействует росту его компетентности. Многие педагоги определяют для себя тему самообразования с элементами исследования. Под потенциальные резервы своего мастерства педагоги подбирают литературу, что позволяет педагогу качественнее  анализировать методические затруднения. Такой подход постепенно выводит педагога на умение анализировать передовой и инновационный опыт. Анализ планов самообразования педагогов свидетельствует о том, что педагогическое самообразование осуществляется различными средствами: изучение новинок педагогической и методической литературы, составление тезисов, выписок, оформление картотек, выполнение творческих заданий,

Методическое объединение педагогов дополнительного образования
Методическое объединение ДЮЦ призвано создавать необходимые условия для интенсивного творческого роста в процессе коллективного творческого поиска. На заседания методических объединений рассматриваются теоретические и практические вопросы состояния и повышения эффективности образовательного процесса в  учреждении. Заседания проходят 4 раза в год.
Методические гостиные. Методические гостиные вошли в практику методической работы ДЮЦ  в 2005-2006 учебном году и сразу вызвали интерес  и заслужили одобрение со стороны педагогического коллектива.

Разработка методических пособий, комплексов методического обеспечения.
Методическим советом ДЮЦ разработаны локальные акты и организационно-нормативные документы, регулирующие и регламентирующие  учебно-воспитательный процесс:
1. Программа развития  МОУ ДОД ДЮЦ
2. Положения (о педагогическом совете, о научно-методическом совете,  о контроле, о мониторинге качества образования, о конкурсах педагогов, о работе временных творческих группах педагогов, конкурсе-смотре кабинетов с разработкой необходимых критериев и показателей, о методическом объединении,   о научно-практической конференции «Первые шаги в науку» (проектные, исследовательские и творческие работы воспитанников и др.)
3. Разработки образцов необходимой учебно-методической документации:  планов и отчетов, конспектов занятия; аналитических справок; индивидуального плана профессионального развития; карт анализа занятий по целям посещения  (напр. Карта анализа занятия «Выполнение задач воспитания на занятии»;  «Реализация принципа сохранения здоровья»,  «Создание ситуации успеха на занятии» и других видов документов).
Разрабатываются и внедряются в практику деятельности новые методики и образовательные технологии (проектное обучение, продуктивное обучение,  проблемное обучение, технология развития критического мышления и др).
В развитие каждого педагога существенную роль играет общее состояние образовательной среды учреждения и особенно атмосфера в коллективе. Так же, как и человеческая индивидуальность, уникальность коллектива подвержена изменениям. Задача состоит в том, чтобы направленность изменений была общественно полезной, благоприятной для развития индивидуальности каждого члена коллектива. Кадровую политику в ДЮЦ стараются строить по методу «человеческих отношений», основанному на тенденции к лучшему выполнению работы в условиях, когда работники ощущают свою полезность и важность. С этой целью почти каждый педагог ДЮЦ включен в определенную группу с ответственностью за конкретный результат деятельности данной группы (временные творческие группы педагогов, проблемные группы, МО, аттестационную комиссию, Совет учреждения, школа молодых педагогов, группа самоконтроля и т.д), что помогает педагогу приобретать навыки управления и организационной культуры.




Сделать с